Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете проводки

Банковские услуги

Какие существуют способы расчета резерва?

Сомнительный долг, по которому юрлица формируют резервы, оба законодательства (бухгалтерское и налоговое) характеризуют почти одинаково, относя к нему ту задолженность контрагента, существующую перед юрлицом, которая оказывается:

  • не оплаченной в указанный в договоре срок или имеет высокую степень вероятность неоплаты в течение этого срока и не обеспеченной гарантиями (п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, далее — положение о бухучете и бухотчетности);
  • не оплаченной в срок, установленный договором, и не обеспеченной гарантиями в виде залога, поручительства или банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Таким образом, бухгалтерское законодательство, в отличие от налогового, дает возможность относить к числу сомнительных не только те долги, срок оплаты которых уже истек, но и ту задолженность, оплата которой по тем или иным причинам вызывает обоснованные сомнения. То есть понятие сомнительного долга в бухучете трактуется более широко.

На практике предприятиям чаще приходится иметь дело с просроченной дебиторской задолженностью. К сожалению, многие бухгалтера уделяют недостаточное внимание данной проблеме, и часто, не желая усложнять себе жизнь, не спешат формировать резервы по сомнительным долгам. В этой ситуации необходимо учесть, что не работник бухгалтерской службы вправе самостоятельно решать, создавать ему фонд под возможные убытки или не создавать.

Важно всегда помнить, что формирование в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам – это законодательно установленная обязанность, которая касается абсолютно всех субъектов хозяйственной деятельности. А вот, по каким правилам его нужно формировать, каждая компания может решать индивидуально, но с учетом требований, изложенных в Положении о бухгалтерском учете.

В финансовом учете не разработан единый механизм формирования резерва по сомнительной задолженности. Законодательно закреплена лишь обязанность предприятий по их созданию. А вот что касается условий, сроков, классификации задолженностей, формулы расчета и размера создаваемого фонда, то каждый хозяйствующий субъект устанавливает их самостоятельно.

Основным документом, в котором детально прописывается весь порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете является учетная политика предприятия. Создается она при коллективном участии представителей финансового, юридического и бухгалтерского отделов компании. За основу такого внутреннего документа берется п. 70 ПБУ.

порядок создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам определяется организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008)

В нем хоть и не прописана формула расчета, но именно это положение дает возможность каждому предприятию выстроить правильную последовательность действий, а именно:

  • сделать полную инвентаризацию аналитических счетов, на которых числится непогашенная дебиторская задолженность;
  • выявить контрагентов, имеющих просроченные долги без поручительств и залоговых гарантий (существует высокая вероятность того, что текущий долг конкретного дебитора погашен не будет);
  • определить величину долга, на которую будет начисляться резерв.

Это же касается и вопроса, по каким правилам надо рассчитывать отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете. Здесь собственник получает полную свободу действий, и исходя из специфики своей деятельности, выбирает для себя самую подходящую формулу расчета.

По результатам проведенной проверки всей имеющейся на балансе предприятия дебиторской задолженности бухгалтер в установленной форме заполняет инвентаризационную ведомость. В ней в разрезе каждого контрагента на конец отчетного периода указывается сумма долга и просроченная, либо еще не наступившая дата его оплаты. Проанализировав всю информацию, специалист выявляет сомнительные долги и принимает решение о создании резерва.

формирование в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам

Проводки по бухучету фиксируют каждую хозяйственную операцию предприятия

Положение о бухучете, Налоговый кодекс, учетная политика организации, методические указания по проведению инвентаризации – это основные нормативные акты, которые дают четкие разъяснения, как создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете. Проводки, пример которых показан в таблице ниже, обязательно должны быть прописаны в учетной политике предприятия для целей бухучета.

Корреспонденция счетов Описание бухгалтерских операций
Дт 91 (прочие расходы)

Кт 63 (резерв по сомнительным долгам)

Начислен резерв по сомнительной задолженности за счет прибыли предприятия.
Дт 51 (расчетный счет)

Кт 62 (расчеты с покупателями и заказчиками)

Просроченная задолженность погашена полностью или частично.
Дт 63

Кт 91 (прочие доходы) 

Расформирован резерв и включен в состав доходов.
Дт 63

Кт 62 или Кт 76 (расчеты с дебиторами и кредиторами)

Списание безнадежного долга. Срок, в пределах которого предприятие может подать на должника в суд истек.
 Дт 91

Кт 62 или Кт 76

Часть задолженности, которая не участвовала в создании резервного фонда, включается в состав прочих расходы и списывается на финансовые результаты.
Дт 63

Кт 91

Закрытие года или реформация баланса. Незадействованная сумма резерва учитывается в составе прочих доходов и участвует в расчете финансовых результатов.
Читайте также  Онлайн касса сбербанк эвотор для малого бизнеса что такое программа экватор какая стоимость интернет эквайринга ОФД банка России что за цена для интернет магазина

Если произошло частичное или полное погашение долга, резерв в размере полученной суммы сразу же подлежит восстановлению. А вот списанная с баланса безнадежная задолженность должна еще 5 лет (с момента снятия с учета) числиться на забалансовом счете 007 для мониторинга ее возможного взыскания.

как создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете проводки пример

Создание резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете должно восприниматься как сбор сведений о состоянии задолженности покупателей на определенную дату

Его методика обычно подбирается на основании информации о покупателе товаров или заказчике услуг, полученной в результате:

  • официальной переписки;
  • переговорах об отсрочке платежа;
  • негативной динамики погашения текущей задолженности;
  • длительной просрочки платежа за уже отгруженный товар или оказанные услуги;
  • поступления информации о серьезных финансовых проблемах у должника;
  • получения документов, подтверждающих открытие процедуры банкротства покупателя или заказчика.

Формирование резервного фонда производится по каждому дебитору отдельно. В зависимости от полученной информации о финансовом положении должника выбирается наиболее подходящий способ расчета.

Начислять резерв в бухучете можно любыми методами, используя разные оценочные критерии, например, такие как:

  1. Временной или интервальный. В данном случае за основу берется срок просрочки. Чем он больше, тем выше будет браться процент для расчета суммы отчисления в резерв.
  2. по каким правилам надо рассчитывать отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учетеПри экспертном способе определения размера используется коэффициент сомнительности. То есть, чем выше уверенность, что задолженность не будет возвращена, тем больше будет размер резерва по отношению к общему долгу.
  3. Что касается статистического метода, то в нем учитывается доля всех невозвратных долгов предприятия, скопленных за несколько лет, к общей сумме дебиторской задолженности, зафиксированной на конец отчетного периода. Важно учесть, что при использовании данного метода необходимо поочередно брать в расчет только те долги, которые имеют одну природу возникновения.

При формировании резерва бухгалтер может использовать формулу, предложенную Налоговым кодексом. Такое решение поможет не только избежать расхождений в налоговом и бухгалтерском учетах, но и уйти от субъективного оценивания платежеспособности контрагента.

В качестве сомнительного долга могут признаваться как дебиторская задолженность по счетам 60, 62, 76, так и задолженность по выданному вашей компанией займу, субсчет 58-3. Если срок возникновения заложенности составляет 45-90 календарных дней, то такой долг включается в резерв в размере 50%. А 100% долга можно отнести в резерв только в том случае, если срок возникновения задолженности составил более 90 календарных дней.

С 2017 года в формировании резерва произошли некоторые изменения. Так, например, если задолженность компании носит встречный характер, то есть  когда определенный дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед этим дебитором, то сомнительной признается та часть долга, которая превышает обязательство.

До 2017 года компании имели право включать в резерв всю сумму долга. В настоящее время это четко регламентируется п.1ст.266 НК РФ. При этом, нужно учитывать, что впервые применить данное нововведение компании имеют право только по итогам 1-го квартала 2017 года. А резервы 2016 используются по требованиям НК РФ в прежней редакции.

Существует ряд причин для того, чтобы создавать резерв по сомнительным долгам на предприятии. Резерв позволяет увидеть конкретные обязательства дебиторов, реальный финансовый результат в бухгалтерской отчетности, а также позволяет компаниям оценить возможные убытки, возникшие из-за долга. Поэтому, когда в компании возникают сомнительные долги обязательно нужно создать резерв всем компаниям, даже тем, которые ведут бухгалтерский учет в упрощенном виде.

Каким образом в компании происходит создание резерва должно быть определено в учетной политике. Рекомендуются следующие способы:

  • Интервальный. При таком способе создания и использования резерва размер отчислений рассчитывается каждый месяц (либо каждый квартал) в процентах от суммы долга, в зависимости от длительности просрочки;
  • Экспертный. При таком способе резерв создают по каждому долгу на сумму, которая не будет погашена.
  • Статистический. При статистическом способе создания резерва, отчисления определяются исходя из данных организации за несколько предшествующих лет, как доля безнадежных долгов от общей дебиторской задолженности конкретного вида.

Бухгалтерские проводки по созданию резерва

Сформированный резерв в обоих учетах предназначен для того, чтобы списать за счет него сомнительную задолженность, ставшую безнадежной. Образование резерва и в БУ, и в НУ напрямую отражается на финрезультате, и происходит это существенно раньше, чем туда попадает безнадежная задолженность. В связи с этим формирование резервов по сомнительным долгам позволяет досрочно учесть в расходах (в т. ч. в принимаемых для целей обложения налогом на прибыль) потери от списания задолженности, которая впоследствии может оказаться безнадежной.

Напомним, что безнадежной задолженность признается в следующих ситуациях (п. 2 ст. 266 НК РФ):

  • по завершении срока исковой давности (3 года);
  • при наличии выданного ФССП постановления о невозможности взыскания;
  • в случае ликвидации контрагента;
  • под влиянием обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в т. ч. создавшихся вследствие выдачи акта органа государственной власти), приводящих к невозможности выполнения обязательств по оплате долга.
Читайте также  До какого возраста дают кредит пенсионерам

О том, какие действия нужно совершить для признания процедуры списания соответствующей законодательству, читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».

Кроме того, резерв, созданный в бухучете, позволяет соблюсти одно из главных требований, предъявляемых к этому учету: требование достоверности учетных данных и, соответственно, отчетности, составленной по этим данным (п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Достоверность учетных и отчетных данных, в свою очередь, оказывается важной при проведении экономического анализа и принятии основанных на нем решений экономического характера.

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам в бухучете отличают особенности следующего рода (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности). Этот резерв:

  1. Создается в обязательном порядке при наличии долга, в получении которого есть сомнение.
  2. Должен формироваться всеми (без каких-либо исключений) юрлицами, выявившими у себя наличие задолженности контрагента, вызывающей сомнение в ее получении.
  3. Формируется независимо от того, будет ли создаваться такой же резерв в НУ.
  4. Может образовываться применительно к задолженности контрагентов любого вида.
  5. Можно создать не только по уже просроченным долгам, но и в отношении тех задолженностей, срок оплаты которых еще не нарушен, но сомнение в получении платежа достаточно велико.
  6. Допускает самостоятельное установление принципов, по которым:
  • долг признается сомнительным;
  • контрагент оценивается как неплатежеспособный;
  • непоступление оплаты от контрагента расценивается как высоковероятное;
  • происходит установление величины образуемого резерва.
  1. Должен быть списан (восстановлен) на конец года, наступающего вслед за годом образования резерва, в части неизрасходованных его сумм.

Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете   проводки

Таким образом, резерв, формируемый в бухучете, подлежит созданию в обязательном порядке, но требует самостоятельной разработки ключевых моментов, которые определяют как момент признания долга сомнительным, так и величину резерва по нему.

В НУ формирование резервов по сомнительным долгам подчиняется правилам, установленным ст. 266 НК РФ. Согласно им этот резерв:

  1. Не подлежит обязательному образованию.
  2. Может создаваться только юрлицами, ведущими учет методом начисления.
  3. Формируется только по долгам покупателей.
  4. Может создаваться только в отношении уже просроченной задолженности.
  5. Образуется только при задержке оплаты на определенное количество дней.
  6. Имеет определенный размер, зависящий от длительности задержки оплаты и равный:
  • полной сумме долга при просрочке более 90 дней;
  • половине суммы долга при просрочке от 45 до 90 дней.
  1. В общей сумме не может превышать 10% от суммы доходов от реализации за отчетный период, в котором происходит его создание.
  2. При неиспользовании (неполном использовании) в отчетном году может быть перенесен на следующий год, при этом переносимая величина учитывается в сумме вновь образуемого резерва по тому же долгу.

Таким образом, резерв, образуемый в НУ, не требует обязательного создания, но в случае принятия решения о его формировании во всех иных аспектах должен подчиняться правилам, установленным НК РФ.

О некоторых моментах, вызывающих вопросы при образовании резерва, читайте в материале «Ст. 266 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Хозяйственная операция Дебет Кредит
На дату формирования
Резерв по сомнительным долгам создан 91 63
На дату списания
Списан безнадежный долг за счет резерва 63 62(60,76,58-3)
На дату восстановления в части погашенного долга
Резерв восстановлен 63 91

Рассмотрим как создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете на конкретном примере. В учетной политике ООО «Континент» прописано, что резервы по сомнительным долгам должны формироваться на основании данных отдела продаж, применяя экспертный способ.

Контрагент Сумма долга, млн.руб. Срок оплаты Вероятность оплаты
На конец 2-го квартала
Контрагент-1 15 20.07 100%
Контрагент-2 25 15.06 20%
Итого: 40
На конец 3-го квартала
Контрагент-1 20 20.10 100%
Контрагент-2 25 15.06
Контрагент-3 12 28.09 75%
Итого: 57
На конец года
Контрагент-1 5 15.01 100%
Контрагент-2 Долг списан
Контрагент-3 8 20.01 100%
Итого: 13

Долг Контрагента-2 признан безнадежным и списан, выглядит это так:

  • На конец 2-го квартала, ООО «Континент» создало резерв по сомнительному долгу Контрагента-2 на сумму 20млн.руб. (25х(100%-20%)).
  • В конце 3-го квартала ООО «Континент» увеличила резерв Контрагента-2 на 5млн.руб. (25х100% – 20), теперь резерв равен 25млн.руб. На эту же дату создается резерв по долгу Контрагента-3 в размере 3млн.руб.(12х(100%-75%)).
  • На конец 4-го квартала ООО «Континент» списывает долг Контрагента-2 за счет резерва. Контрагент-3 долг оплатил, соответственно по его долгу восстанавливается.
  • На конец года резервы по сомнительным долгам не создаются.

На конец 2-го квартала: Д91 К63 – Резерв по сомнительному долгу Контрагента-2 создан;

На конец 3-го квартала: Д91 К63 – Резерв по сомнительному Контрагента-2 увеличен;

Читайте также  Техподдержка от Сбербанка: особенности использования сервиса, ключевые правила

Д91 К63 – Резерв по сомнительному долгу Контрагента-3 создан;

На конец года: Д63 К62 – За счет резерва списан долг Контрагента-2;

Д63 К91 – Резерв по долгу Контрагента-3 восстановлен.

Общие правила формирования резервов в БУ и НУ

Несмотря на наличие ряда существенных различий между резервами, образуемыми в БУ и в НУ, одно из которых заложено уже в самом определении сомнительного долга, процедура формирования резервов по сомнительным долгам имеет и несколько общих правил (пп. 70, 77 положения о бухучете и бухотчетности, ст. 266 НК РФ). Оба резерва:

  1. Создаются по результатам инвентаризации задолженности.
  2. Предполагают самостоятельное установление периодичности проведения инвентаризации долгов. И хотя налоговое законодательство указывает периодичность, соответствующую отчетному или налоговому периоду, а для бухучета она допускается любой, сроки могут совпадать, т. к. отчетный период в НУ может быть кратен месяцу, и в реальности с большей частотой инвентаризацию ни в одном из учетов обычно не проводят.
  3. Формируются с разделением долгов по аналитике.
  4. Могут подвергаться в дальнейшем одним и тем же операциям с ними:
  • изменению величины резерва;
  • восстановлению (списанию) сумм резерва, оказавшихся неиспользованными;
  • списанию за счет резерва долга, признанного безнадежным.
  1. При создании, изменении, списании учитывают за счет корреспонденции соответствующих сумм с данными, относимыми на финрезультат:
  • на прочие расходы-доходы — в БУ;
  • на внереализационные расходы-доходы — в НУ.
  1. Созданные по задолженности, выражаемой в иностранной валюте, пересчитываются одновременно с основным долгом по курсу этой валюты на даты проведения операций с задолженностью и на отчетные даты.
  2. Допускают повторное их формирование по одной и той же задолженности.

О чем в части резервов нужно сказать в учетной политике

Наличие вопросов, которые по каждому из резервов юрлицо должно решить самостоятельно, приводит к обязательности отражения этих решений в учетной политике.

Для бухучета необязательно указание решения об образовании (необразовании) резерва, т. к. его придется создать, если возникли условия, к этому обязывающие. Но необходимо внести в учетную политику решение об установлении периодичности проведения инвентаризации долгов, а также разработать и отразить в тексте политики следующие критерии:

  • оценки долга как сомнительного;
  • признания контрагента неплатежеспособным;
  • определения вероятности погашения долга;
  • установления размера образуемого резерва.

Для налоговой учетной политики, напротив, обязательным к отражению в ней моментом станет решение о создании (несоздании) резерва. И если такое решение будет положительным, то достаточно включить в текст приказа указание на периодичность проведения инвентаризации долгов. Описывать в этом документе все остальные принципы формирования резерва не нужно: процесс будет проходить в строгом соответствии с правилами, изложенными в ст. 266 НК РФ.

Подробнее о требованиях, предъявляемых к учетной политике, читайте в статье «Составляем положение об учетной политике в организации».

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. «Включается ли НДС в сумму долга, по которому формируется резерв?»

Как следует из письма Минфина от 03.08.2010г №03-03-06/1/517, резерв формируют на сумму долга, включая НДС.

Вопрос №2. «Какая выручка учитывается при расчете предельного размера резерва, с НДС или без НДС?»

Основываясь на ст.249 НК РФ, предельный размер резерва следует рассчитывать от «чистой выручки», то есть НДС не учитывается.

Мероприятия, направленные на уменьшение различий

Правила формирования резервов по сомнительным долгам в БУ и в НУ различаются в достаточной степени, чтобы между моментами признания долга сомнительным и размерами созданных по нему резервов не было полного тождества. Попытка сблизить эти правила, установив для бухучета те же принципы, которые действуют в НУ, может привести к нарушению положений, требующих образования резерва в бухучете.

Если же резерв в НУ не создается, то разница между БУ и НУ по нему будет иметь место уже в силу самого этого обстоятельства. Таким образом, наличие расхождений между двумя учетами по резерву сомнительных долгов представляет собой обычное явление.

Разницы эти подчиняются правилам ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н) и расцениваются как временные. Учет сумм налога, начисляемого на эти разницы, ведется на счетах 09 и 77.

Итоги

Порядки создания и работы с резервами сомнительных долгов в БУ и в НУ по ряду вопросов существенно различаются. Это приводит не только к различию в моментах признания долга, но и к разнице в суммах резерва, созданного по нему. Разницы учитываются как временные и подчиняются правилам ПБУ 18/02.

Наличие сведений о резервах по сомнительным долгам в бухгалтерском учете необходимо для информирования пользователей отчетности об объеме таких долгов в составе дебиторской задолженности. Организации должны создавать резерв по всем долгам своих покупателей, по которым истекли сроки оплаты и отсутствуют гарантии. ИП вправе создавать или не создавать сомнительный резерв по своему усмотрению.

Порядок подсчета суммы резервов по сомнительным долгам в бухучете устанавливается организацией самостоятельно и в обязательном порядке фиксируется в ее учетной политике.

Оцените статью
Просто о финансах
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.